Памятки для родителей

 письмо 8481

Вопросы обучения

p15_640cd81ca5c77d6

Что должен знать и уметь ребенок в раннем возрасте (2-3 года)

К концу 3 года дети могут:

Ознакомление с окружающим

· Различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты и овощи, вилы транспорта.

• Свободно ориентироваться в ближайшем окружении: узнавать свой дом и квартиру, детский сад и групповую комнату.

• Знать имена членов своей семьи и персонала группы.

• Вместе со взрослым заботиться о живых существах: поливать комнатные растения, кормить птиц, рыб и т. и.

Речевое развитие

• Иметь активный словарный запас (не менее 1000 1200 слов).

• Повторить за взрослым небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание

• Ответить на понятный вопрос взрослого.

• Поделиться информацией («Коля пришел»), пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает).

• Сопровождать речью игровые и бытовые действия («приборматывать»).

• Слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

• Пользоваться речью как средством общения со сверстниками.

Художественная литература

· Слушать стихи, сказки, рассказы. При повторном их чтении проговаривать слова, небольшие фразы.

· Вместе с педагогом рассматривать иллюстрации в знакомых книжках.

· Читать стихи с помощью взрослого (А.Барто из цикла –«Игрушки» и др.).

Математика

• Активно участвовать в образовании групп из отдельных предметов, различать «много» предметов и «один»

— Различать большие и маленькие предметы.

• Узнавать шар и куб.

Изодеятельность

Знать что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать; pазличать красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета.

Радоваться своим рисункам, называть что на них изображено.

• Знать, но на глины можно лепить, что она мягкая.

• Раскатывать комок глины прямыми u круговыми движениями кистей рук, отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу

• Лепить несложные предметы; аккуратно пользоваться глиной.

Конструирование

• Различать основные фирмы деталей строительного материала.

• С помощью взрослого строить разнообразные постройки, используя большинство форм.

• Рaзворачивать игру вокруг собственной постройки.

Музыкальное воспитание

• Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий— низкий)

• Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы.

• Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки.

• Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.

· Различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.

Что должен знать и уметь ребенок в младшей группе (3-4 года)

Математика
Ребёнок 3-4 лет должен:
• считать от 1 до 5 и обратно,
• уметь пересчитывать предметы (до 5),
• уметь записывать цифры от 1 до 5 ,
• уметь соотносить понятие «один» и «много»,
• уметь сравнивать количество предметов, используя слова «больше», «меньше», «столько же».
• Уметь пользоваться количественными (один, два, три) и порядковыми числительными (первый, второй, третий).
• знать понятия «предыдущие» и «последующие» числа («соседи» числа)
• различать пространственные отношения: выше-ниже, сверху-снизу, слева-справа, ближе-дальше, впереди-сзади и т.д.
• ориентироваться на листе бумаги (что нарисовано ниже, выше, в центре и т.д.)
• знать геометрические фигуры: круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник.
уметь рисовать геометрические фигуры и находить в окружающей среде предметы, похожие на них, сравнивать предметы по следующим признакам: большой – маленький, длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий

Развитие речи, основы грамоты
Ребёнок должен:
• понимать речь взрослого
• повторять за взрослым звуки, слова и предложения
• уметь определять первый звук в слове
• уметь подбирать слова, начинающиеся с заданного звука
• уметь правильно употреблять в своей речи предлоги
• уметь отвечать на вопросы взрослого
• знать наизусть 2 – 3 небольших стихотворения
• знать несколько сказок и уметь их пересказывать
• уметь согласовывать признак с предметом (зелёное яблоко), предмет с действием (девочка нарисовала)
• иметь широкий словарный запас (мебель, транспорт, инструменты, игрушки, овощи, посуда и т.д.)
• уметь составлять рассказ по картинке или серии картинок

Внимание
Ребёнок должен:
• выполнять задание, не отвлекаясь в течение 10 минут
• уметь находить 5 – 6 отличий между похожими картинками
• умет находить одинаковые предметы из ряда подобных
• уметь находить фрагменты картинок

Память
• Запоминать 5 – 8 картинок в течение 1 – 2 минут
• запоминать и повторять ряд звуков, слов, движений
• сравнивать 2 картинки по памяти
• узнавать на ощупь различные предметы
• узнавать предметы по вкусу и запаху
• помнить, что делал вчера, сегодня утром
• повторять за взрослым строку из стихотворения или фразу
• знать наизусть несколько небольших стихотворений

Логика
• уметь подбирать логические пары предметов (рыба – удочка, ваза — цветы и т.д.)
• уметь подбирать недостающую картинку, построив логическую цепочку
• уметь находить лишний предмет
• уметь складывать картинку из 6 – 9 частей
• уметь определять последовательность событий

Моторика
• повторять за взрослым упражнения пальчиковой гимнастики
• рисовать пальчиком в воздухе
• резать ножницами (вырезать простые фигуры, отрезать полоски по линии, срезать углы у геометрических фигур)
• лепить из пластилина шарики, колбаски и различные предметы
• продевать шнурок через отверстия, завязывать узлы
• правильно держать ручку, карандаш и кисточку
• обводить пунктирные линии
• рисовать карандашами или кисточкой
• должен видеть границы клеточек и выполнять задание, не выходя за эти границы
• раскрашивать, не выходя за контур
• выполнять штриховку в разных направлениях

Окружающий мир
• знать своё имя и фамилию
• знать имена, отчество и фамилии родителей, где и кем работают
• знать название города и страны, где он живёт
• знать название частей тела, правила личной гигиены
• иметь представление о распорядке дня, о своих обязанностях
• уметь вести себя в общественных местах
• знать названия времён года, их признаки
• знать названия детёнышей животных
• иметь представление о пользе, которую приносят домашние животные
• иметь представление о диких и домашних животных
• уметь называть 3 – 4 вида птиц, рыб, насекомых
• уметь отличать фрукты от овощей, знать их названия
• иметь представление о грибах и ягодах
• уметь называть 3 – 4 вида предметов мебели, одежды, обуви, транспорта и прочее

Вопросы адаптации

malyishsmotril

Вы решили отдать своего ребенка в детский садик или ясли? Но вот вопрос — как он сам воспримет то, что мама, которая раньше постоянно была рядом, теперь будет появляться только вечером, а вместо нее целый день придется быть с воспитателем и еще десятком других ребятишек, каждый из которых претендует на ее внимание? Как вообще происходит эта самая адаптация и что это, собственно говоря, такое?
Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр ин­дивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., как вы уже поняли, каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.
Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери (подробно о привязанности мы уже говорили ранее), и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впе­чатлительный и эмоционально чувствительный.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко — у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы — в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.
Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.
Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет: в яслях — 7-10 дней, в детском саду в 3 года — 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц. Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты.
Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.
Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным
Если вы заметили, что у вашего ребенка проблемы с адаптацией, то попробуйте поговорить с воспитателем. вашему ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т. к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет серьезным тормозом.
Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе. Что тут можно порекомендовать?
Если ребенок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад нужно не раньше 3 лет — девочку и 3,5 лет — мальчика.
Если ребенок — единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и: вернуться домой. Затем несколько дней можно приводить ребенка в сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать. Дома следует побольше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза.

Советы родителям

  • Когда вы подбираете детский сад, самое главное не в его внешнем виде, удобствах и красоте интерьера, а в воспитателях и ребятах. Придите в детский сад и понаблюдайте за детьми: довольны ли они, нравится ли им там. Хороший детский сад – место очень шумное. Если в течение получаса вы не услышите шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другой садик для вашего ребенка.
  • Заранее подготовьте ребенка к мысли о детском саде, к необходимости посещать его. Примерно за месяц до того, как он начнет ходить туда, — поменьше, чем обычно, будьте рядом с ним. Подробно расскажите ему о детском саде, сводите его туда, чтобы он узнал, что это такое, и у него сложилось собственное представление о нем. Скажите ребенку, что вы очень гордитесь им – ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад. Но и не делайте из этого события проблему, не говорите каждый день о предстоящей перемене в его жизни.
  • Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.
  • Познакомьтесь с воспитателем группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
  • Когда вы уходите – расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.
  • Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец.
  • Нужно принести в детский сад вещи, необходимые ребенку для спокойного пребывания там: смену белья, вещи для занятий физкультурой, любимую игрушку.
  • Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и на утро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к садику.
  • Некоторые дети в первые дни очень устают в детском саду от новых впечатлений, новых друзей, новой деятельности, большого количества народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это не значит, что он не в состоянии привыкнуть к детскому саду. Возможно, необходимо такого ребенка раньше забирать с садика или же 1-2 раза в неделю оставлять его дома.
  • Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что, говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.
  • Необходимо создать ребенку условия для спокойного отдыха дома. Во время адаптации не водить его в гости, шумные компании (ребенок в это время перегружен впечатлениями, следует пощадить его нервную систему).
  • Не отдавайте ребенка в садик только потому, что у вас родился еще один ребенок, даже если это и облегчит вам жизнь. Ваш старший сын или дочь и без того почувствует, что в доме появился напрошенный гость, и ваше решение он непременно истолкует как свое изгнание, сделав вывод, что вы предпочитаете ему новорожденного. Поэтому если вы, ожидая ребенка, все же решите отдать старшего в детский сад, сделайте это заранее, до появления малыша.
  • Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью.

Вхождение в детсад — очень резкое изменение жизни. И, конечно, вдумчивые родители к этому готовятся заранее.

p14_7368

Как помочь ребёнку привыкнуть к детскому саду

Возможно советы психолога облегчат родителям и детям период привыкания к детскому саду.

· Хотя в детский сад теперь принимают детей и более младшего возраста, наиболее благоприятным является возраст между 3 и 5 годами.

· Заранее подготовьте ребенка к мысли о детском саде, к необходимости посещать его. И первое, что нужно сделать, — примерно за месяц до того, как он начнет ходить туда, — поменьше, чем обычно, будьте рядом с ним. Второе — подробно расскажите ему о детском саде, сводите его туда, чтобы он узнал, что это такое, и у него сложилось собственное представление о нем. Скажите ребенку, что вы очень гордитесь им — ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад. Но и не делайте из этого события проблему, не говорите каждый день о предстоящей перемене в его жизни.

· Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

· Когда вы подбираете детский сад, самое главное не в его внешнем виде, удобствах и красоте интерьера, а в воспитателях и ребятах. Придите в детский сад и понаблюдайте за детьми: довольны ли они, нравится ли им там. Хороший детский сад — место очень шумное. Если в течение получаса вы не услышите шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другой садик для вашего ребенка.

· Познакомьтесь с воспитателем группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

· С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад. Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и всего на несколько часов. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного сразу, лучше всего, чтобы он сам отпустил вас. А, расставаясь, не забудьте заверить, что непременно вернетесь за ним.

· Когда вы уходите — расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случится, и он долго не будет вас отпускать.

· Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец.

· Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и на утро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к садику.

· Некоторые дети в первые дни очень устают в детском саду от новых впечатлений, новых друзей, новой деятельности, большого количества народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это не значит, что он не в состоянии привыкнуть к детскому саду. Возможно, необходимо такого ребенка раньше забирать с садика или же 1-2 раза в неделю оставлять его дома.

· Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.

· Бывает, что ребенок не принимает воспитателя: «Я не пойду к ней, она кричит, злая» и т.д. Если это повторяется каждый день, то остается только посочувствовать и попытаться перевести ребенка в другую группу. Не давайте ему страдать и общаться с неприятными людьми. «Вторая мама» для вашего ребенка должна быть похожа на вас по своим воспитательным методам, обладать способностью учитывать и понимать уникальность и индивидуальность каждого ребенка.

· Не спешите, выбирая для вашего ребенка детский сад, а будьте наблюдательны и предусмотрительны. Плохо, если придется слишком часто менять садики. Лучше если ребенок посещает все время один и тот же садик. Один раз поменять его — не страшно, но шесть или семь раз — это уже вредно.

· Не отдавайте ребенка в садик только потому, что у вас родился еще один ребенок, даже если это и облегчит вам жизнь. Ваш старший сын или дочь и без того почувствует, что в доме появился напрошенный гость, и ваше решение он непременно истолкует как свое изгнание, сделав вывод, что вы предпочитаете ему новорожденного. Поэтому если вы, ожидая ребенка, все же решите отдать старшего в детский сад, сделайте это заранее, до появления малыша.

· Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку — не считайте, что он заменяет семью.

devvokne